В монографии старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН исследуется процесс формирования первого послереволюционного поколения школьников Сопоставляя характер детских социальных пбыюубредставлений до и после революции, автор стремится выявить сходства и различия в них Рассмотрено влияние всей совокупности факторов, формировавших детское создание: школьного воспитания, семьи, социальной среды, полосы экстремальных событий и социальных потрясений - мвйлрфировой и гражданской войн, революций, голода Изучены различные аспекты явлений детского сознания: отношение к прошлому, складывание нового языка, религиозные, антирелигиозные, этические и социально-политические представления, представления о труде и будущей профессии Использован широкий круг педагогических, социальных, медицинских обследований детей, школьные сочинения, детские дневники, записи и высказывания, описания игр детей, наблюдения педагогов, воспитания и др Автор Евгений Балашов.